В новейшей истории нашей страны одним из первых официальных документов, посвященных формированию единой государственной системы противодействия ЧС, явилось постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях". Указанным Постановлением устанавливалось, что российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) создана с целью:
В настоящее время основными правовыми документами в сфере противодействия ЧС являются Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Основные задачи функционирования РСЧС в соответствии с указанными документами заключаются в следующем:
Общая структура РСЧС построена на основе территориальных и функциональных подсистем, организованных в пять структурных уровней:
Общее руководство РСЧС на федеральном уровне возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Руководство деятельностью этого министерства осуществляет Президент Российской Федерации.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы во всех субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий. Координирующим органом территориальных подсистем является комиссия по ЧС, а рабочими органами – штабы по делам гражданской обороны (ГО), ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Так, функциональные системы МЧС России осуществляют мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС; предупреждение и тушение пожаров; предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах, координацию деятельности по поиску и спасению людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
Состав РСЧС структурных уровней включает в себя следующие основные компоненты:
Режимы функционирования РСЧС включают в себя следующие основные состояния и соответствующие мероприятия:
Гражданская оборона тесно связана с РСЧС и является важным направлением подготовки и обеспечения деятельности страны в особых условиях военного времени. В мирное время силы и средства ГО участвуют в решении задач, стоящих перед РСЧС.
Организация, поддержание и функционирование всей системы ГО выступают как приоритетные государственные задачи оборонного строительства и осуществляются на основе Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных на защиту населения и хозяйственных объектов Российской Федерации от опасностей, возникающих непосредственно при ведении военных действий или в результате их осуществления. Общее руководство по созданию и функционированию ГО возложено на Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства Российской Федерации как начальником ГО страны. Министр МЧС России является первым заместителем начальника ГО Российской Федерации.
Руководство ГО в субъектах Российской Федерации, районах, городах и населенных пунктах возлагается на руководителей исполнительной власти, а в министерствах, агентствах и службах, учреждениях и организациях независимо от форм собственности – персонально на их руководителей.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Главное управление МЧС России по Свердловской области
Службы РСЧС в Талицком городском округе
Источник: https://fireman.club/inseklodepia/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvychajnyx-situacij-rschs/ При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © fireman.club