Система профилактики ГО и ЧС

       В новейшей истории нашей страны одним из первых официальных документов, посвященных формированию единой государственной системы противодействия ЧС, явилось постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях". Указанным Постановлением устанавливалось, что российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) создана с целью:

  • предупреждения возникновения ЧС, своевременного оповещения населения об угрозе ЧС, заблаговременной организации мер по эвакуации населения и защите хозяйственных объектов;
  • эффективного управления действиями по спасению людей, уменьшению ущерба общественному хозяйству и скорейшей ликвидации последствий ЧС при ее возникновении.

        В настоящее время основными правовыми документами в сфере противодействия ЧС являются Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

       Основные задачи функционирования РСЧС в соответствии с указанными документами заключаются в следующем:

  • – разработка правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • – прогнозная оценка последствий различных видов ЧС;
  • – реализация целевых научных программ по предупреждению ЧС и повышению устойчивости хозяйственных объектов в условиях возникновения ЧС;
  • – обеспечение готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС централизованной системы управления РСЧС, а также выделенных для этого сил и технических средств;
  • – сбор и оперативная обработка информации по обеспечению эффективной защиты населения и территорий от действия ЧС;
  • – подготовка населения к возможным ЧС;
  • – формирование финансовых и материальных ресурсов для спасения людей в условиях ЧС и ликвидации последствий ЧС;
  • – проведение государственной экпертизы в области защиты населения и территорий от ЧС, оценка нанесенного ЧС ущерба;
  • – проведение спасательных операций при возникновении ЧС, оперативная ликвидация последствий ЧС;
  • – мероприятия по социальной помощи пострадавшему от ЧС населению, проведение гуманитарных акций;
  • – международное сотрудничество в области зашиты населения и территорий от ЧС.   

     Общая структура РСЧС построена на основе территориальных и функциональных подсистем, организованных в пять структурных уровней:

  •  федеральный уровень с зоной ответственности на всей территории Российской Федерации;
  •  межрегиональный уровень с зоной ответственности в каждом из девяти выделенных региональных объединений субъектов РФ с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Чите, Хабаровске;
  • региональный уровень с зоной ответственности на территории каждого субъекта Российской Федерации;
  •  муниципальный уровень с зоной ответственности на территории района или города;
  •  объектовый уровень с зоной ответственности на территории хозяйственного объекта. 

Общее руководство РСЧС на федеральном уровне возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Руководство деятельностью этого министерства осуществляет Президент Российской Федерации.

  • Территориальные подсистемы РСЧС созданы во всех субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий. Координирующим органом территориальных подсистем является комиссия по ЧС, а рабочими органами – штабы по делам гражданской обороны (ГО), ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

    Так, функциональные системы МЧС России осуществляют мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС; предупреждение и тушение пожаров; предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах, координацию деятельности по поиску и спасению людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.

      Состав РСЧС структурных уровней включает в себя следующие основные компоненты:

  •  координационные органы РСЧС, которыми являются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, соответствующая комиссия организации (на объектовом уровне) и полномочный представитель Президента Российской Федерации (на межрегиональном уровне);
  •  постоянно действующие органы управления РСЧС, которыми являются:
    • – на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;
    • – на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);
    • – на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные решать задачи ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации);
    • – на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
    • – на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;
  •  органы повседневного управления РСЧС, которыми являются:
  • – центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • – центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов);
  •  силы и средства РСЧС, к которым относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Они делятся на две группы:
  • – силы и средства наблюдения и контроля;
  • – силы и средства ликвидации ЧС.

      Режимы функционирования РСЧС включают в себя следующие основные состояния и соответствующие мероприятия:

  •  режим повседневной деятельности, характерный для состояния нормальной производственной деятельности при отсутствии угроз радиационной, химической, бактериологической, сейсмической, гидрометеорологической и других видов опасности;
  •  режим повышенной готовности, характерный для ухудшения нормальной обстановки при получении еведений о возможности возникновения ЧС и выполнения следующих мероприятий: принятие комиссиями по ЧС на себя функций руководства всеми звеньями РСЧС, формирование оперативных групп по выявлению обстановки в возможном районе ЧС, усиление контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных промышленных объектов, прогнозирование возможности и масштабов ЧС, принятие превентивных мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечение устойчивой работы хозяйственных объектов, приведение в готовность сил и средств РСЧС, уточнение действий;
  •  режим ЧС, характерный для состояний возникновения ЧС и ликвидации последствий ЧС, когда осуществляются: выдвижение в район бедствия сил и средств ликвидации ЧС, защита населения и ликвидация ЧС, определение зоны действия и масштабов ЧС, проведение спасательных и восстановительных работ, непрерывный контроль за состоянием аварийных объектов и окружающей природной среды, выделение необходимых ресурсов материально-технических и финансовых средств.

      Гражданская оборона тесно связана с РСЧС и является важным направлением подготовки и обеспечения деятельности страны в особых условиях военного времени. В мирное время силы и средства ГО участвуют в решении задач, стоящих перед РСЧС.

Организация, поддержание и функционирование всей системы ГО выступают как приоритетные государственные задачи оборонного строительства и осуществляются на основе Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных на защиту населения и хозяйственных объектов Российской Федерации от опасностей, возникающих непосредственно при ведении военных действий или в результате их осуществления. Общее руководство по созданию и функционированию ГО возложено на Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства Российской Федерации как начальником ГО страны. Министр МЧС России является первым заместителем начальника ГО Российской Федерации.

Руководство ГО в субъектах Российской Федерации, районах, городах и населенных пунктах возлагается на руководителей исполнительной власти, а в министерствах, агентствах и службах, учреждениях и организациях независимо от форм собственности – персонально на их руководителей.

        Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

        Главное управление МЧС России по Свердловской области

        Службы РСЧС в Талицком городском округе

           

       

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvychajnyx-situacij-rschs/ При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © fireman.club